Наши новости

Ясеновик

06 Ноябрь 2020

Ясеновик

Сербское село в 3 км к востоку от Ново Брдо.

В долговой книге купца из Ново Брдо дубровчанина Михаила Лукаревича с 1432 по 1438 г. упоминаются поп Богослав и еще 9 других должников из Ясеновика. Нынешняя махала Влайковце в той же долговой книге записан как отдельное село. В турецком дефтере завоеванных земель Вука Бранковича 1455 г. село упоминается с 33 сербскими дворами и попом Степаном. Здесь есть две разрушенные церкви. Одна находится на холме Бели, а другая, посвященная Св. Богородице, между холмом Бели и приселком Филиповци. В самом селе есть старое сербское кладбище и старое еврейское кладбище, на котором похоронены евреи, жившие в Ново Брдо. На старом кладбище приселка Селиште и сейчас хоронят умерших из Ясеновика и соседнего села Цоровац.

Яринье

06 Ноябрь 2020

Яринье

Село на правом берегу реки Ибар, в 14 км на северо-восток от Лепосавича.

Разделено на Горне и Донье Яринье. В 1327 г. Стефан Дечанский подарил его монастырю Студеница. В грамоте Стефана Уроша, согласно которой город Брвеник закрепляется за чельником Мусой, записаны села «Яринье и другое Яринье», что означает, что уже тогда село было разделено на Горне и Дольне Яринье. В турецкой переписи завоеванных земель Вука Бранковича 1455 г. записано как село Ярам с 6 сербскими дворами. В селе Донье Яринье в приселке Миятовичи сохранилось сербское кладбище с руинами церкви, имеющими статус памятника культуры. В селе также сохранилось несколько традиционных сельских домов, характерных для региона Копаоника.

Янчиште

06 Ноябрь 2020

Янчиште

Село, где проживают албанцы и сербы-мусульмане, на северных отрогах горного массива Миланович-планина, 6 км южнее Малишева.

В грамоте, данной в 1348 г. царем Душаном монастырю Свв. Архангелов под Призреном, оно записано с тем же названием и 40 дворами влахов-скотоводов. В 1454 г. суд присяжных устанавливал спорные границы между владениями монастыря Хиландар, Великой Хочей и селом Янчиште. В катастихе монастыря Девич в 1769 и 1770 гг. записаны сербы-вкладчики из этого села. И. С. Ястребов, русский дипломат и историк, в 1879 г. видел в селе 20 мусульманских дворов и одну сербскую семью, а также руины сербского кладбища и церкви.

Янево

06 Ноябрь 2020

Янево

Небольшой город в Косово, знаменитый в Средние века своими шахтами, в 5 км на юго-восток от монастыря Грачаница и в 11 км на северо-восток от Липляна.

Под тем же названием встречается с 1303 г. В Янево было три сербские церкви: 1) Церковь Свв. Архангелов упоминается в 1548 г. Она находилась в махале Плакаоничка. Для нее по случаю приезда охридского архиепископа Прохора к грачаницкому митрополиту Никанору портной Петар заказал новое Евангелие. 2) Другая православная церковь, посвященная Благовещению, стоявшая в махале Сопот, упоминается в 1581 г., когда ей был подарен Пятигласник. В монастыре Хиландар хранится рукопись Законика 1620 г., который переписал монах Авксенитие в Яневе, в одной из этих двух церквей. 3) На фундаментах третьей старой церкви, посвященной Св. Николаю, в XIX в. была построена новая католическая церковь. Видимо, она и ранее была католической, однако в ней были фрески с сербскими надписями.

Яжинце

06 Ноябрь 2020

Яжинце

Село в жупе Сиринич, на правом берегу Лепенца, в 2 км к востоку от туристического поселка Березовац.

Под тем же названием упоминается в турецком дефтере завоеванных земель Вука Бранковича 1455 г. с 29 сербскими домами. В 1762 г. сербы из этого села упоминаются как вкладчики в катастихе монастыря Девич. Рядом со зданием нынешней школы находится место, где когда-то стояла церковь. Из нее, согласно местному преданию, одна старая икона «перелетела» на то место, где сейчас стоит новая церковь. Селяне на этом месте тут же построили новую деревянную церковь. На ее месте в 30-х гг. ХХ в. был построен новый каменный храм, посвященный, как и старый, Св. Петке (Св. Параскеве). Одна из церквей в этом регионе, посвященная Св. Петке, была в XIII–XIV вв. важным рукописным центром. Здесь работали писари: Равул в XIII в. и Даниил в XIV в. Многие из их книг ныне хранятся в Париже, Дублине и в монастыре Св. Екатерины на Синае.

Ягода, Ягодна

Село и железнодорожная станция в Метохии, в области Хвосно, в 5 км к северо-западу от Клины.

Упоминается в грамоте Стефана Дечанского, в которой в 1327 г. были установлены спорные межи между владениями монастыря Хиландар. Среди других присяжных назван и Драгой Хранкович из Ягодного Поля. В обширной турецкой переписи 1485 г. упоминается как село Ягодна с 13 дворами, среди которых было три оставленных имения, которые передали мусульманам. В катастихе монастыря Девич в 1772 и 1780 гг. несколько раз упоминаются вкладчики из Ягодны. В нынешнем селе Ягодна, к западу от дома Задуги (артели), в роще столетних дубов находятся руины старой сербской церкви и старого сербского кладбища. Среди надгробных памятников было и несколько крестов и каменных плит со средневековыми кириллическими надписями и орнаментами в виде копий, крестов и всадников. Памятники на этом кладбище были разломаны и осквернены албанцами. На восточной оконечности кладбища, между двух старых дубов стоит «святой камень», состоящий из столба и плиты. На нем селяне ставят свечи и оставляют деньги и семена. Судя по всему, здесь были руины некогда разоренной церкви. Рядом с алтарем стояла часть орнаментированной капители.

Ябука

06 Ноябрь 2020

Ябука

Сербское село в области Ибарски Колашин, в устье реки Зубодол.

Упоминается в турецком дефтере завоеванных земель Вука Бранковича 1455 г. как Ябулка с одним домом и опустевшее, а потом в катастихе монастыря Девич в 1777 и 1783 гг. На перевале Илиница среди столетних дубов стоят руины церкви, окруженные кладбищем с примерно 80 большими надгробными памятниками и множеством мелких. Весь комплекс занимает площадь примерно 85 х 40 м. Это кладбище можно датировать периодом зрелого Средневековья. Помимо каменных надгробий в виде ковчега с монолитными плитами, здесь есть и несколько каменных крестов из песчаника, среди которых и один с текстом, написанным кириллической скорописью на архаическом косовском наречии. В северо-восточной части этого кладбища находятся руины церкви 7,5 х 4 м с тройной апсидой. В алтарной части между разрушенными стенами и полукругом апсиды стоит алтарь. Церковь в народе называется Илиница, т.к., видимо, была посвящена Св. Илие. Она является одним из трех важнейших культовых мест в Ибарском Колашине, здесь собирается собор на т.н. Белый Четверг (первый после Троицы). На этот собор были обязаны приходить и монахи из монастыря Св. Петра Коришского и монастыря Девич, которые приносили с собой и свой «златни крст».

Ябланица (Призрен)

Село сербов-мусульман в восточной части горного массива Цвилена, в 5 км на юго-восток от Призрена.

Под тем же названием упоминается в грамоте царя Душана, данной в 1348 г. монастырю Свв. Архангелов под Призреном. В грамоте монастырю отдан «Райко кузнец из Ябланицы». В помяннике монастыря Св. Троицы в Мушутиште упомянуты сербы-вкладчики из этого села. В селе есть место, где когда-то было старое сербское кладбище.

Ябланица (Джаковица)

Албанское село в средневековой жупе Патково на реке Ябланица, правом притоке Ереника (Рибника), в 13 км на северо-запад от Джаковицы.

Упоминается в дечанском хрисовуле 1330 г. под тем же названием как село чельника Радана с установленными межами. Русский историк и дипломат И. С. Ястребов на пути из Джаковицы в Дечане видел в 1868 г. в Ябланице руины церкви и старое сербское кладбище.

Юник

06 Ноябрь 2020

Юник

Большое албанское село в отрогах Северо-Албанских Альп, называемых Проклетие, в 7 км к югу от села Дечане.

В период турецкого владычества Юник был центром казы Алтун Илии. На карту «Королевство Сербия» Джакомо Кантели да Виньола 1689 г., хранящуюся в Парижской библиотеке, село занесено как IUNIZE. Поляна в центре села называется Трговиште (торговый город, рынок). Согласно преданию, сохранившемуся в фольклоре местных албанцев, из того квартала села, который называется Степан или Стефан-махала, происходил второй дечанский игумен Даниил. Русский консул в Призрене И. С. Ястребов в 1879 г. видел в Юнике 25 сербских домов. В Стефан-махале находится старое сербское кладбище и место, где раньше была церковь. В 1898 г. стены церкви еще стояли, но уже без крыши. Старое кладбище в период между двумя мировыми войнами обновляли черногорцы, раньше жившие в этом селе.